на главную обратная связь карта сайта
Поиск по сайту
off-line консультация

назад


Проект-победитель «Право на семью»
Ульяновского областного отделения Общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд»


Проект направлен на эффективное взаимное сотрудничество государственных структур, бизнеса и общественных объединений в решении социальных задач по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.


Проект реализуется альянсом, в который входят Ульяновское областное отделение Общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд» - общественное объединение и Департамент Образования Администрации Ульяновской области.


Проект «Право на семью» предусматривает налаживание регулярного информационного обмена между организациями, работающими в интересах детей, проведение совместных мероприятий: РR-кампании, социологического опроса, создание информационно-правового пространства для граждан, желающих принять детей в семью, и организаций, помогающим им в этом, будут способствовать вовлечению в решение проблем социального сиротства всех секторов общества, увеличению количества обращений граждан о создании приемных семей. А в перспективе - решению задач государственной демографической и социальной политики - сокращение числа детей, находящихся в детских домах и интернатах.


Описание проекта


1. Описание альянса


Основные исполнители проекта « Право на семью» Ульяновское отделение «Российского детского фонда» и Департамент образования Ульяновской области с подотчётными ему органами опеки.


Решение проблемы сиротства детей – одна из главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества. Степень участия членов альянса в реализации проекта по продвижению идей воспитания детей – сирот в семье определяется их функциональными обязанностями (Департамент) и уставными задачами (Детский фонд).


Департамент образования - государственная структура, имеющая штатные подразделения, отвечающие за устройство детей в семью в соответствии с законодательством РФ, и основной держатель информации о детях, нуждающихся в попечительстве и гражданах, желающих принять детей в семью. Детский фонд - общественное объединение представляющее совокупный потенциал российских неправительственных организаций работающих в интересах детей, возможности которого определяются такими факторами как


  • апробированные и реализуемые технологии социальной работы в сфере, где возможности государства ограниченны (социальная профилактика и социальная реабилитация, общественный контроль);
  • отработана система взаимодействия государственных структур, бизнеса и общественности; имеются каналы связи и взаимодействия между общественными организациями в масштабах страны, соответственно значительно удешевляются социальные услуги, так как, используя опыт других, нет необходимости начинать с нуля;
  • постоянное взаимодействие со средствами массовой информации.

Соответственно, в данном проекте функции членов альянса распределяться таким образом:


Фонд ответственен:

  • за создание межсекторной коммуникационной структуры;
  • за формирование референтных групп поддержки проекта продвижения идей преимуществ семейного жизнеустройства сирот в общественное сознание;
  • за информационный фон для позитивных изменений законодательства.

Департамент несет ответственность:

  • за достоверность доступной информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве;
  • обучение и развитие практических навыков у широкого круга профессионалов, связанных с проблемами выявления и устройства детей (специалистов смежных профессий - учителей, воспитателей, участковых врачей и милиционеров), т.е. всех тех, кто может помочь решению проблем в семьях с приёмными детьми;
  • предоставление им системной, методической и справочной информации изданной в рамках проекта.

2. Актуальность проекта


При резком снижении рождаемости количество брошенных детей растёт, а устройство их в семьи осталось на том же уровне, что и 5 лет назад. Задача не в том, чтобы ребенок был вовремя накормлен, одет, имел крышу над головой. Как раз с этим в детских домах сегодня проблем нет. Трудно в условиях, когда тебя обслуживают и кормят с ложки, воспитать в детях самостоятельность и ответственность, вырастить их успешными.


В семье у ребенка есть родители, он ходит в обычную школу, в магазин за покупками, планирует выходной день, может принять ванну или приготовить несложный обед. Ребенок видит и понимает, как зарабатываются деньги и на что они тратятся, что надо не только брать, но и что-то отдавать обществу, работать, чем-то жертвовать, заботиться о других


Сейчас в интернатах, домах ребёнка, детских домах воспитываются более 210 тысяч детей (в том числе в 8 детских домах Ульяновской области - более 800 детей), которые могли бы воспитываться в семьях. Эффективность коллективного воспитания в детских домах крайне низка и обходится самому обществу дорого – зачастую это пополнение маргинального и криминального сообщества. Однако заново обрести семью брошенному ребёнку не так просто. Это объясняется многими причинами, среди которых не последнее место занимают:

  • системные препоны (сегодня детьми занимаются и органы опеки, и региональный банк данных, и КДН, и детские дома. Функции этих учреждений во многом параллельны, их финансирование зависит от числа детей, что определяет интерес задерживать детей в стационаре);
  • потеря традиций семейного воспитания в России;
  • ограниченность доступных источников достоверной информации;
  • отсутствие правовых знаний и слабая информированность общества о возможностях, а потенциальных родителей - о правилах устройства детей – сирот в семью (в пути за ребенком нужно обойти 7 инстанций: единую справочную, орган опеки по своему адресу, региональный банк данных, дом ребенка, психологический центр для получения разрешения, орган опеки по месту проживания ребенка, другой психологический центр для сопровождения).

Сокращение числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах через развитие семейных форм устройства детей является одной из базовых задач государственной демографической и социальной политики.


В Послании Федеральному собранию РФ Президент России дал поручение правительству совместно с регионами создать механизм решения этой задачи. Реализация данного проекта, направленного на укрепление конструктивного взаимодействия общественных объединений с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей, информационно-правовую поддержку потенциальных приёмных родителей и уже существующих семей будет способствовать решению этой задачи.


3. Цели и задачи проекта


Цель Проекта:


Развитие системы усыновления и обустройства детей в попечительских и приёмных семьях за счёт: создания и распространения достоверной и качественной информации для приёмных родителей и специалистов, правовая поддержка приёмных семей.


Задачи, которые планируется решить в рамках представленного проекта:

  • Исследовать процессы семейного устройства детей в городе Ульяновске
  • Систематизировать нормативную базу документов по жизнеустройству детей лишённых попечения родителей в семью для ее дальнейшего использования как специалистами социальных служб и учреждений, так и жителями города
  • Выявить системные препятствия в развитии семейных форм устройства детей и уточнить механизм принятия мер по их устранению
  • Издать и распространить методические рекомендации правового характера для родителей приёмных и опекунских семей, общественности и профессионалов
  • Наладить регулярный информационный обмен между организациями, работающими в интересах детей, содействовать созданию устойчивого партнерства между НКО и государственными учреждениями
  • Содействовать созданию объединений приёмных родителей, способных оказывать взаимную моральную поддержку друг другу, начинающим и потенциальным приёмным родителям, отстаивать интересы усыновителей, опекунов, приёмных семей

4. Описание деятельности по проекту в рамках альянса


Проект будет реализован в течение 4 месяцев и предполагает разделение на 4 этапа:


1 этап – май 2007г.


Разработка и начало РR-кампании «Ребёнок должен жить в семье» для привлечения внимания общественности к проблеме сиротства.


Мероприятия этого этапа помогут:

  • продвигать идеи преимущества семейного жизнеустройства сирот в общественное сознание;
  • создать информационный фон для позитивных изменений регионального законодательства.

Согласно договорённости о сотрудничестве с ВУЗами города к проведению PR –кампании будут привлечены и обучены (два семинара) студенты - волонтёры различных профессий (специалистов по связям с общественностью, журналистов, врачей, социальных работников, юристов) для работы по проекту. Будут определены целевые СМИ, в них размещена информация по теме проекта, подготовлены аудио и видео – ролики для местных радио и теле компаний, информационные листовки и буклеты о возможностях семейного устройства детей.


2 этап – июнь2007г.


Микроисследование процессов семейного устройства детей, воспитательных технологий и приёмов.


На этом этапе будет проведён социологический опрос для: выявления отношения жителей нашего города к проблеме сиротства, определения барьеров, препятствующих устройству детей сирот в семью, подготовлены и размещены статьи в региональной прессе о преимуществах семейного жизнеустройства сирот; выпущена и распространена информационно - рекламная полиграфическая продукция по теме социального сиротства.


Для реализации этих мероприятий будут набраны и обучены волонтёры для проведения прямого и телефонного социологического опроса жителей, разработаны и изданы необходимые информационные и методические материалы для исследования. Кандидаты для обучения будут отобраны из числа студентов социально-педагогических колледжа и училища. В обработке данных опроса и анкетирования будут участвовать специалисты фонда, Департамента образования, студенты старших курсов УлГУ.


На основе данных опроса, анкетирования будут созданы аналитические, методические, информационные и статистические материалы. Результаты исследования будут доведены до широкого круга общественности через целевые СМИ.


3 этап – июль 2007г.


Социальная акция «Чужих детей не бывает».


В рамках этой акции будут реализованы следующие мероприятия:

  • для привлечения потенциальных усыновителей и опекунов в теле- и радиоэфире, в СМИ пройдёт социальная реклама, подготовлены и выпущены информационно-справочные пособия и рекламно-агитационные материалы по устройству детей в семью (в том числе о детях, нуждающихся в семейном устройстве);
  • в формате «круглого стола» проведена деловая встреча специалистов, представителей органов власти и управления, общественных организаций на которой обменяются опытом и обсудят ход реализации программ по семейному устройству детей-сирот в городе Ульяновске.

4 этап – август 2007г.


Создание экспериментальной инфраструктуры взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти, работающих в области защиты прав детей, лишённых родительского попечения.


На данном этапе планируется:

  • провести рабочие консультации с партнёрами по проекту ( городская служба опеки), подвести итоги совместной работы, по результатам наметить планы дальнейшего сотрудничества;
  • подготовить информацию для разработки и принятия нормативно-правовых актов органов государственной власти Ульяновской области о таких формах устройства детей как гостевая и патронатная семья, выйти с законодательной инициативой в Законодательное собрание.
  • создать общественный консультативный совет из представителей общественных организаций, деятельность которых ориентирована на оказание помощи детям, лишённым родительского попечения,
  • принять участие в августовских чтениях (секция педагогов детских домов и коррекционных школ-интернатов).

Предполагается, что эти мероприятия будут способствовать конструктивному взаимодействию общественных объединений и органов государственной власти в области обмена информацией, оказания информационно-методической, консультативной и организационной поддержки в целях развития семейных форм воспитания детей.


5. План-график работ


№ п.п. Название мероприятия Сроки Ответственный исполнитель
1 этап Рабочее совещание членов альянса. Утверждение плана и разграничение сферы ответственности 3 мая Члены альянса
Разработка и проведение PR-кампании «Ребёнок должен жить в семье» для привлечения внимания общественности к проблеме сиротства. 4-18 мая Фонд
Разработка и изготовление опросных листов бейджей, рекламных календариков, документов для проведения опроса. 25-31 мая Фонд
Подготовка и рассылка пресс-релизов в целевые средства массовой информации. По мере реализации Фонд
2 этап Отбор волонтёров из числа желающих принять участие в проекте.(Собеседование) 3 июня Фонд
Обучающий семинар-тренинг для волонтёров 5 июня Фонд
Проведение опроса, обработка данных, подготовка аналитического отчета по результатам опроса 7-25 июня Фонд
3 этап Разработка рекламно-агитационных материалов, аудио и видео - роликов социальной рекламы для привлечения потенциальных усыновителей и опекунов 1-7 июля Фонд
Департамент
Социальная акция «Чужих детей не бывает». 7-14 июля Фонд
Круглый стол по проблемам семейного устройства детей-сирот. «Право на семью». 3 неделя Департамент
Разработка и размещение информационных листовок и буклетов о возможностях семейного устройства детей, лишённых родительского попечения в учреждениях и на предприятиях города. 21-30 июля Фонд
Изготовление памяток для приёмных родителей 27-31 июля Фонд
4 этап Разработка информационно-справочных пособий по устройству детей в семью. Распространение в районные отделы опеки. 1-15 августа Департамент
Изготовление информационно-справочных пособий 15-20 августа Фонд
Семинар для специалистов органа опеки. 3 неделя Департамент
Итоговое рабочее совещание по результатам проекта, обобщению полученного опыта и распространению его в муниципальных образования. 27 августа Члены альянса


6. Ресурсы организаций, входящих в альянс


Департамент образования имеет административный ресурс, налаженные каналы связи со всеми районными отделами социальной опеки, банк данных о детях-сиротах, информацию о желающих принять детей на воспитание.


Детский фонд как общественное объединение – доступ к информационным и волонтёрским ресурсам российских и местных общественных организаций, работающим в интересах детей, налаженные каналы связи с целевыми СМИ, технические ресурсы для изготовления информационно-методической продукции (грант Общественной палаты РФ).


7. Ожидаемые результаты


В рамках проекта будут задействованы сайты альянса, список рассылок, тематические разделы различных порталов, пресс-релизы и новостные блоки СМИ для информирования общественности по проблемам устройства детей - сирот в семью.


Предполагается, что информация по проблеме проекта будет доходить до общественности «из уст в уста» за счёт участия в опросах волонтёров: они будут делиться впечатлениями с родными и друзьями, телефонные респонденты, в свою очередь, проинформируют близких и сослуживцев.


Это позволит:

  1. Привлечь внимание к проблеме семейного устройства детей-сирот, а в стратегической перспективе – изменить поведенческую модель общества;
  2. Увеличить количество обращений потенциальных родителей о создании приемных семей, регистрации или оформления надлежащей опеки;
  3. Укрепить конструктивное взаимодействие общественных организаций с государственными органами и структурами, наладить регулярного информационного обмена между ними.

8. Оценка деятельности альянса в рамках проекта

  • будет подготовлено 30 волонтёров для работы по теме проекта (это будет способствовать развитию общественных организаций Ульяновска);
  • проведён опрос и выявлено отношение жителей города к проблеме сиротства и жизнеустройства в семью, это позволит более точно определить направление деятельности по развитию различных форм приёмной семьи;
  • разработаны социально-рекламные материалы для привлечения потенциальных усыновителей и опекунов, выпущено 2 брошюры для специалистов органов опеки тираж 300 экз., рекламные календари 3 вида по 500 шт., листовки для акции «Чужих детей не бывает» 1000шт., и информационно-методический материал к «круглому столу»;
  • проведены рабочие консультации с членами тематического альянса по ходу реализации проекта.

Кроме того, результативность проекта можно будет отследить по публикациям в СМИ и количеству обращений граждан в органы опеки и фонд.


9. Распространение результатов


Весь информационно-методический материал, накопленный и подготовленный во время реализации проекта, будет находиться в совместной собственности членов тематического альянса и может быть использован как для профессионального развития работников органов социальной опеки, социальной защиты и др., так и для граждан, желающих принять детей в семью.


Информация о проекте будет размещена на сайтах членов альянса и организаций, заинтересованных в продвижении идей семейного устройства сирот. Средствам массовой информации будут периодически предоставляться пресс-релизы и другие материалы по теме проекта. После летних отпусков во всех районах области будут проведены обучающие семинары и совещания для работников отделов опеки, где будет рассмотрен опыт работы по теме проекта, представлен необходимый аналитический, статистический и методический материал.

 
ITECH.group

© Ульяновское местное молодежное общественное движение
«Ассоциация учащейся молодежи» 2007 г.

Данный сайт осуществляет свою работу на средства
государственной финансовой поддержки в соответствии
с Распоряжением Президента РФ № 628 — рп от 15 декабря 2006 г.